15 Янв 2024

Когда есть счет в иностранном банке: налоги, операции по счету

В условиях глобализации и интеграции экономик различных стран вопрос об обмене налоговой информацией становится крайне актуальным. В 2018 году Российская Федерация внесла изменения в Налоговый кодекс, и ФНС России подготовила Приказ, который определил перечень стран, не обеспечивающих обмен налоговой информацией с РФ. Этот перечень регулярно обновляется с тех пор. По состоянию на 1 декабря 2023 года список таких стран состоит из 89 государств и 16 территорий, но Федеральная налоговая служба РФ намерена в 2024 году включить в обновленный перечень также США, Великобританию, Швейцарию, Германию, Латвию и Украину в связи с тем, что от этих государств поступили официальные заявления об отказе осуществлять обмен информацией по налоговым вопросам с РФ (полный действующий перечень приведён в конце статьи на основании Приложения к приказу ФНС России от 28.10.2022 № ЕД-7-17/987@). При этом из перечня хотят исключить Антигуа и Барбуда, Вануату, Гану, Гренаду, Кюрасао, Мальдивы, Оман, Острова Кука, Перу, т.к. с данными странами обмен информацией по факту осуществляется. Но произойдет ли это – пока не ясно.

Давайте разберемся, что это означает для граждан и резидентов РФ.

Обмен налоговой информацией — это механизм международного сотрудничества, при котором страны делятся информацией о доходах и финансовых операциях граждан и компаний, чтобы предотвратить уклонение от уплаты налогов, обеспечить соблюдение налогового законодательства по перераспределению налоговой ответственности.

Один из ключевых инструментов обмена налоговой информации — Стандарт автоматического обмена финансовой информацией (CRS), разработанный ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Этот стандарт предусматривает автоматический обмен финансовой информацией о резидентах других стран, в том числе о доходах от вкладов, ценных бумаг и других финансовых счетов.

Еще одним важным элементом является Соглашение о взаимной помощи в налоговых делах, которое предоставляет правовую основу для обмена информацией о налогах между государствами. Это соглашение предусматривает обмен информацией по запросу, когда налоговый орган одной страны обращается за помощью в получении информации у налогового органа другой страны.

Но, как мы знаем, не все страны соглашаются на автоматическое предоставление данных.

Отсутствие обмена финансовой информацией несет за собой негативные последствия и для налоговых органов, и для налогоплательщиков.

В ФНС РФ не поступает информация от банков и финансовых институтов иностранных государств об операциях и доходах резидентов России, о прибыли контролируемых ими иностранных компаний. Налоговики не имеют возможности выявлять скрытые доходы, доначислять налоги и привлекать уклонистов к ответственности.

В свою очередь, согласно валютному законодательству России, для резидентов РФ это существенно ограничивает список операций, которые  можно легально осуществлять через иностранные счета в тех странах, которые не поддерживают автообмен.

И каковы последствия такого решения?

На данный момент ФНС не сможет даже по индивидуальным запросам получить информацию о счетах и доходах налоговых резидентов России в банках и других финансовых организациях от налоговых органов, не участвующих в обмене государств. В краткосрочной перспективе это способствует уклонению от уплаты налогов в полном объеме для физических лиц и препятствует выявлению налоговыми органами РФ налоговых и валютных нарушений.

Под запрет попадут многие виды зачислений от нерезидентов: дивиденды, купонные и ликвидационные выплаты, доходы от продажи и гашения ценных бумаг, выплаты от инвестфондов и доходы от аренды. Согласно валютному законодательству данные операции будут признаны незаконными и при их выявлении могут последовать штрафы от 20% до 40% от суммы транзакции. Дальнейшее использование средств, полученных в результате подобных операций, также будет  незаконным и повлечет за собой повторные штрафы в аналогичном размере.

Однако стоит учитывать, что у налоговых органов есть и иные источники информации: например, отчетность физических лиц за предыдущие годы, информация из российских банков и т. п. А при нормализации взаимоотношений между странами обмен финансовой информацией, включая автоматический обмен, должен восстановиться. Соответственно, в будущем допущенные нарушения могут выявляться, а налогоплательщики могут быть привлечены к административной, налоговой и уголовной ответственности и взысканию неуплаченного налога.

Согласно Налоговому кодексу РФ, прибыль КИК (контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц) освобождается от налога, если постоянным её местонахождением является государство (территория), с которым имеется международный договор России по вопросам налогообложения, и оно, следовательно, не включено в перечень, утверждаемый ФНС. Напротив, расположение КИК в государствах из перечня ФНС влечет за собой признание вмененного дохода для российских налоговых резидентов и необходимости уплаты налогов в казну обеих стран.

Какие же возникают налоговые риски и обязательства для граждан Российской Федерации, имеющих компании, счета и доходы в стране, которая не участвует в обмене налоговой информацией с Россией?

  1. Обязанность предоставления налоговой отчетности: граждане РФ обязаны предоставлять налоговые отчеты в России по всем своим доходам, независимо от страны их происхождения. Это означает, что они должны декларировать доходы, полученные вне территории РФ.
  2. Риски налогового преследования: если гражданин РФ не сообщает о доходах, полученных за пределами страны, это может рассматриваться как уклонение от уплаты налогов. В результате такого уклонения гражданин РФ может столкнуться с штрафами, налоговыми пени и даже уголовной ответственностью.
  3. В условиях, когда Россия не обменивается налоговой информацией с рядом стран, граждане могут попытаться использовать налоговые вычеты или льготы в обеих странах. Однако важно учитывать, что в отсутствие межгосударственного соглашения может возникнуть и обратная ситуация двойного налогообложения.

В заключение хотелось бы напомнить, что соблюдение налогового законодательства и консультация с экспертами в этой области являются ключевыми факторами для минимизации рисков.

Перечень государств, не обеспечивающих обмен налоговой информацией с РФ.

Обращайтесь за консультацией!

Свяжитесь с нами сегодня для персональной консультации

и оцените нашу оперативность, целеустремлённость и профессионализм.

    Как вас зовут?

    Ваш e-mail

    Ваш телефон

    Дополнительная информация

    Лондон
    Beyond UK Consultancy Ltd
    (Beyond Residence & Citizenship)
    21 Knightsbridge
    Floor 2 East
    London, SW1X 7LY
    United Kingdom

    +44 7927 200865
    info@beyondimmigration.ru

    Москва
    8 (800) 505-22-80
    info@beyondimmigration.ru

    Дубай
    +971 58 639 0938
    info@beyondimmigration.ru